Условия повышения и понижения нормы расхода топлива

Порядок применения норм расхода топлива автотранспортными средствами

Нормы расхода топлива предназначены для учета и контроля за фактическим расходованием топлива механическими транспортными средствами, тракторами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для определения точных норм расхода топлива на автомобили, которые рассчитываются с помощью корректировки линейных норм расхода топлива в зависимости от условий их эксплуатации, организациям следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения линейных норм расхода топлива на автомобили, автотракторную технику, машины, механизмы и оборудование, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16 июня 2005 г. № 28 (в редакции постановления от 17 августа 2007 г. № 47; далее — Инструкция № 28).

Согласно п. 5 Инструкции № 28 нормирование расхода топлива — это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели (модификации) механического транспортного средства. Нормирование расхода топлива производится путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также величин дополнительного расхода топлива.

Под линейной нормой понимается базовая норма расхода топлива механическим транспортным средством (кроме трактора), находящимся в технически исправном состоянии, на 100 км пробега в литрах или метрах кубических для сжатого природного газа (далее — СПГ). Норма на работу трактора, машины, механизма и оборудования — это базовый расход топлива при выполнении определенного вида работ в конкретных условиях на машино-час или на выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) одного комплекта контейнеров и т.п.).

Норма на ездку с грузом — это дополнительный расход топлива для самосвалов и самосвальных автопоездов на одну ездку, связанный с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки.

Машино-часом считается фактическое время работы трактора, машины, механизма или оборудования, измеренное в часах.

Норма расхода топлива устанавливается в следующих единицах измерения:
  • для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе, сжиженном углеводородном газе (далее — СУГ), — в литрах на 100 км пробега;
  • для автомобиля, работающего на СПГ, — в метрах кубических  на 100 км пробега;
  • норма расхода топлива на трактор, машину, механизм и оборудование — в литрах на машино-час работы или в литрах на выполнение конкретной операции (заполнение (слив) одной цистерны, загрузка (разгрузка) одного бункера и тому подобное).

При отсутствии установленной линейной нормы расхода топлива (до ее утверждения) учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации  для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора). Данный срок не может превышать трех месяцев.

Правила изменения норм расхода топлива (ГСМ)

Существуют факторы, при которых значение нормы повышается или снижается с помощью поправочных коэффициентов, выраженных в процентах.

Условия повышения норм, которые бывают в бюджетном спортивном учреждении:
  • работа автотранспорта в зимнее время года - от 5 до 20%;
  • использование автотранспорта в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, - от 5 до 20%, в зависимости от высоты над уровнем моря;работа транспорта на дорогах со сложным планом (на 100 км пути не менее 500 поворотов) - до 10%;
  • работа транспорта в городах с населением свыше 3 млн. человек - до 25%;
  • в городах с населением от 1 до 3 млн. человек - до 20%;
  • в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;
  • в городах с населением от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;
  • в городах и поселках городского типа с населением до 100 тыс. человек - до 5%;
  • при пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, - до 10%;
  • для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, - до 5%, более 8 лет - до 10%;
  • при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных и песчаных заносов, сильном снегопаде и гололедице - до 50%;
  • при использовании кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля - до 7%;
  • в зимнее или холодное (при температуре ниже +5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов с работающим двигателем (норма устанавливается из расчета: 1 час простоя равен 140 км пробега).
Снижение нормы расхода топлива может быть в случае, когда автомобиль работает на дорогах общего пользования за пределами природной зоны на равнинной слабохолмистой местности, - до 15%. Если автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне, то поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применяются одновременно несколько надбавок. В таких случаях норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. Значения зимних надбавок к нормам расхода классифицированы по регионам РФ на основании значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, опыта эксплуатации АТС в регионах (ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей"). Указанный период применения зимних надбавок и их величина оформляются распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии распоряжений - приказом руководителя.

Если автомобильное средство учреждения отправляется в другую климатическую зону, например в командировку, то применять рекомендуется надбавки, установленные для начального и конечного пунктов.

 
 

Дополнительно о путевых листах:  Путевые листы бланки: