Содержание и форма путевого листа

Выбираем форму, для оформления путевого листа

В Письме от 15.07.2005 № 03-03-04/1/75 финансисты указали, что унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата, поэтому организация не вправе ее самостоятельно разработать и утвердить. Однако в Письмах Минфина России от 15.11.2005 № 03-03-04/1/363, от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214, от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 дается другое разъяснение, согласно которому обязанность по заполнению путевых листов возлагается только на автотранспортные организации. Данное требование установлено п. 1.2 Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
На это обращено внимание и в Письме Минфина России от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1. Однако мнение Федеральной службы государственной статистики, высказанное в Письме от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257, таково:
"Путевой лист легкового автомобиля" формы № 3, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, обязателен к применению юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси)".
 
Таким образом, по мнению автора, во избежание неприятных ситуаций с контролирующими органами при эксплуатации автотранспортных средств следует не разрабатывать свою форму путевого листа, отражая в ней все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, а заполнять листы унифицированной формы.

Целесообразность оформления иного документа - путевого листа собственной формы, содержащей, в том числе иные, не установленные Госкомстатом, реквизиты, с точки зрения автора, можно поставить под вопрос в силу следующих причин.

Во-первых, согласно Уставу автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, путевой лист удостоверяет принадлежность транспортного средства юридическому лицу, осуществляющему перевозки. Он дает водителю право на выезд автомобиля из гаража (места стоянки) на дороги общего пользования и для выполнения поставленного задания.

Во-вторых, необходимо напомнить об отметке в путевом листе о прохождении предрейсового медосмотра, которая, в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения, является обязательной. Отсутствие штампа о прохождении медосмотра в путевом листе или ином документе контролирующие органы могут квалифицировать как нарушение законодательства об охране труда, что может повлечь наложение на должностных лиц административного штрафа в размере до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП).

Отметим еще один существенный момент. Путевой лист необходим в случае, если компания не оформила на водителя доверенность на право управления транспортным средством. Данное требование установлено п. 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения". Если у водителя не окажется ни путевого листа, ни доверенности, то на него может быть наложен штраф и транспортное средство будет отправлено на штраф-стоянку.

Арбитражные суды о применении путевых листов

На сегодняшний день судебная практика по вопросу применения путевого листа не дает однозначного ответа. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 19.01.2005 № А13-5025/04-14 поддержал налоговиков. Судьи отметили, что форма путевого листа, разработанная Госкомстатом в пределах полномочий, предоставленных Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 "О первичных документах", является первичным документом по учету работ на транспорте. В путевом листе должны быть отражены все сведения, предусмотренные Постановлением Госкомстата № 78, в частности, нужно проставить порядковый номер, дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль, время выезда из гаража и возвращения в него, маршрут следования автомобиля и другие обязательные реквизиты. Поэтому, по мнению суда, использование автомобиля в производственных целях могут подтвердить только правильно оформленные путевые листы.

В другом судебном решении арбитры сделали вывод, если в документе есть все необходимые реквизиты, то организация вправе принять его к учету (Постановление ФАС МО от 13.01.2004 № КА-А40/10978-03).

Обратите внимание: путевой лист составляют на один день. На более длительный срок его выдают, только когда водитель выполняет задание в течение более одной смены (Письмо Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257). Заметим, что согласно Приказу Минздрава СССР от 20.05.1988 № 404 "О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению" вести учет использования санитарного автотранспорта и заполнять путевые листы обязана медицинская сестра.

 
 

Дополнительно о путевых листах:  Путевые листы бланки: